>> пустынь >> жизнь >> город >> сахар >> африка

Пустыня Сахара скрывает мощную цивилизацию

микроскопично кто, думается, не слышал о Троянской войне, о раскопках Шлимана, нашедшего в 1870-х годах на северо-западе Малой Азии древнюю Трою. Напомню, что долголетние изыскания подтвердили, что город был взят и сломан после длительной осады подле 1260 года до н.э. эдак к этому времени, дословнее к началу ХII века до н.э., смотрит распад Хеттского царства, бывшего в центральной и восточной части Малой Азии с XVIII века. О гарамантах, создавших некогда в Центральной Сахаре занятную самобытную цивилизацию, даже минимальную информацию найдешь не в всякой энциклопедии. Науке незнакомо ни времена и обстоятельства появления этого народа на исторической сцене, ни то, куда он сошел с нее после арабского завоевания полночной Африки в VII веке н.э. «Отец истории» Геродот в V веке до н.э. строчил о гарамантах (живших в Феццане, юго-запад современной Ливии) ровно о несметном племени; в своих набегах на «пещерных эфиопов» они использовали двухколесные повозки, заложенные двумя или четырьмя конями. Римский историк Тацит (I–II века) характеризует гарамантов ровно «свирепое племя, своими набегами наводившее ужас на соседей». проглатывать указания Теофраста, Страбона, Вергилия, Плиния Старшего, Птолемея и прочих классических авторов, греков и римлян. Они кропали о гарамантах фазиса их расцвета, когда этот народ доминировал на огромном пространстве – от побережья Средиземного моря до заселенных негроидными народами местностей Судана. О капуте гарамантской цивилизации написал (через семь столетий после того, ровно это произошло) арабский историк XIV века Ибн Хальдун. В своем труде «Китаб аль Ибар...» («Книга назидательных образчиков по истории арабов, персов, берберов и народов, существовавших с ними на земле») он повествует о том, ровно арабское армия под командованием Окбы ибн Нафи разгромило гарамантов и заграбастало их столицу Гараму. содеялось это подле 669 года. После этого события никаких известий о гарамантах уже не было. Был народ – и испарился? В какой, однако, связи ахейцы и троянцы раннедревнегреческой эпохи, малоазийские хетты и центральносахарский народ гараманты? скручивают их, по понятию многих ученых, события, выходившие в XIV–XII веках до н.э. на Балканах. водятся в виду массовые передвижения к зюйду народов нордовых балканских областей; под их давлением затеялась миграция части народонаселения материковой Греции, островов Эгейского моря и острова Крит в Малую Азию, Египет и в земли, валявшиеся к весту от Египта. В египетских документах с гроба XIV века до н.э. то и подевало встречаются записи о походах и нападениях «народов моря». иной половиной XIII века датирована надпись фараона Мернептаха о победах над ними. подле 1200 года воинственные переселенцы из восточного Средиземноморья были расколошмачены армией Рамзеса II. Французский археолог Анри Лот владел все основания констатировать, что «Центральная Сахара была в стадия неолита одним из самых заселенных фокусов первобытного общества в этой некогда укрытой безоглядными пастбищами пустыне наличествовали бесчисленные и отнюдь не легендарные культуры». остатнее усыхание Сахары, продолжающееся и в наше времена, возникло в III тысячелетии до н.э. Наскальные изображения людей, кои по своему антропологическому субъекту, одежам, вооружению приметно выделяются от изображений сахарских туземцев того времени, дали ученым основание объясняться о них ровно о пришельцах в эти места. Анри Лот допускает, что среди них могли быть выходцы не токмо из полдневной Европы, однако и с европейского Севера: их изображали с васильковыми буркалами. времена появления этих светлокожих людей с копьями, дротиками, мечами, круглыми щитами, ровно и колесниц с конями, – II тысячелетие до н.э. (тут расхождений у исследователей нет). Ученые обратили внимание, что манера изображения несущихся коней («летящий галоп»: лошади ровно бы «парят» в духе, не относясь копытами земли) аналогичен пошибу подобных изображений в микенском искусстве острова Крит и материковой Греции; конструкция колесниц, показанных на утесах Сахары, – того же субъекта, что на монументах Эгейского региона. И тогда логика размышлений понудила исследователей помянуть о походах «народов моря». Наскальные изображения и изыскания палеоантропологов сообщают о том, что, потерпев незадачу в длительной войне с Египтом, эгейские пришельцы мало-помалу смешивались с тутошними ливийскими племенами (этнонимом «ливийцы» (libues) греки звали все коренное европеоидное народонаселение полночной Африки, а всю Африку – по их имени – Ливией; для обозначения негроидных народов использовался обобщенный этноним «эфиопы»). Мигрируя в глубь Сахары, они все более ассимилировались в ливийском населении; в свою черед, ливийцы усваивали разные элементы военной, домовитой, бытовой культуры эгейцев. ровно виделось талантливому российскому историку и этнографу Ю.К.Поплинскому, собственно к этому фазису смотрит взялось сложения гарамантского этноса и гарамантской цивилизации: происходил синтез «этнического суперстрата (эгейцев) и этнического субстрата (ливийцев), в плоде чего впоследствии возник новоиспеченный этнос – гараманты». Гарамант, сын Аполлона цивилизация гарамантов была в основе своей экой же, что и у прочих ливо-берберских народов; их основными домовитыми делами были скотоводство и хлебопашество. однако, одолев многие достижения восточносредиземноморской цивилизации, они сумели занять доминирующее поза в полночной Африке. полный линия развитых явлений у гарамантов можно втолковать токмо недалекими, устойчивыми, хватает длительными контактами с эгейцами. Это – фигуры захоронений, кои аналогически с теми, что были в различных регионах Эгейского мира (в частности, на острове Крит). Водоснабжающая система (фоггары), боевая колесница гарамантов – того же происхождения. Исследователи помечают, что суффикс -ант в слове «гарамант» прямо пеласгического происхождения (пеласги – племена, кои проживали на территории Греции в III–II тысячелетиях до н.э., ассимилированные в дальнейшем столь величаемыми протогреческими племенами). непреложный заинтересованность рисует и критская предание о происхождении гарамантов. соответственно ей дочь критского царя Миноса Акакаллида, поселенная тятею в Африке (в Ливии), опросталась от Аполлона сына Гараманта, от коего и пошел один-одинехонек из ливийских народов – гараманты. Роль, кою гараманты в течение более полутора тысячелетий дулись в жизни и судьбинах народонаселения огромного региона, была отчаянно большенный. Они являли основными торговыми посредниками между местностями Судана и средиземноморского побережья (колониями финикийцев, Карфагенской державой, позднее – африканскими провинциями Рима и самим Римом непосредственно). Фактически под контролем гарамантов были кой-как ли не все оазисы и караванные пути Сахары. мощное и динамичное армия обеспечивало экое поза гарамантов в древней и раннесредневековой полночной Африке. В различных ее зонах – изображения двухколесных гарамантских колесниц, заложенных четверками лошадей. Их столицей была Гарама (ныне – оазис Джерма на юго-западе современной Ливии). Плиний характеризует этот город ровно «преславный». Раскопки археологов удостоверяют, что в первые века н.э. тут были мощеные улицы, водопровод (фоггары – цепь колодцев, кои соединялись штольнями), ишачили различные мастерские (в частности, найдено бессчетно артистично изготовленных гончарных изделий). Гарама была этнополитическим и культовым фокусом гарамантов. В окружностях города раскрыто не менее 60 тыс. захоронений, что объясняется о его изрядных размерах. По касательству к этому фазису историки почитают вероятным объясняться о гарамантском обществе ровно о складывающейся государственной организации с хватает глубокой центральной волей. У них была своя письменность. В 569 году гараманты встретили христианство. Они продолжительно и упорно супротивились римской экспансии в Африке. В 19 году н.э. римские легионеры под командованием Корнелия Бальба взяли Гараму. Однако и после этого гарамантские отряды продолжали наносить римлянам сердцещипательные удары, отражая их попытки продвинуться во внутренние районы Сахары и дальше в Судан, взять под контроль основные торговые пути полночной половины континента. В капуте I века римляне были вытянуты заключить с гарамантами пакт о «дружбе». собственно от гарамантов Рим получал слоновую кость и золото, диких зверей и страусовые перья, черных пленников – рабов. Могущественный Рим с почетом принимал у себя гарамантских послов, вел с ними переговоры. В эпоху возмущений североафриканских племен против Рима (конец II–IV веков) гараманты выступали кой-как ли не первостепенной ударной насильственно. К началу V века с римским владычеством в Африке было кончено. Это времена стало пиком развития гарамантской цивилизации. Что содеялось с гарамантами после VII века? безусловно, сильнейший удар по этому народу намело арабское завоевание. Была сломана вся структура гарамантского общества; не стало верховной власти, войска, основные ключи доходов перевалили в ручки победителей-арабов. Все слезливее наступала пустыня. Основная зона проживания гарамантов (Феццан) мало-помалу, однако неуклонно заселялась кочевниками-берберами, кои по образу жизни, субъекту хозяйства, социальным касательствам были, с одной сторонки, во многом недалеки гарамантам, а с иной – опамятовавшимся сюда арабам, что вело к смешиванию и обоюдной ассимиляции этих этнических групп. экой скорее итого была рок части гарамантов. иные их группы уходили из Феццана в горные районы Сахары, кои испокон веков предназначались убежищем для различных племен в тяжких ситуациях. Вполне реалистично гипотеза, что те гараманты, кои мигрировали в западном течении, ассимилировались среди родственных им берберских племен, в частности тех, кои имениты под этнонимом туареги. Это наименование они получили от завоевателей-арабов, и означает оно «отвергнутые Богом» – за длительное и упорное сопротивление исламизации. Самоназвание же их – имошаг – означает «свободные» (люди). У гипотезы об участии гарамантов в формировании туарегских племен проглатывать линия аргументов. Социальная стратификация у них, ровно и у гарамантов, сполна сходилась с расовой дифференциацией: длиннейшую ступень занимали европеоидные ливо-берберы (ахаггары, воины-аристократы; у гарамантов в этот верхний социальный слой входили – до упитанной их ассимиляции – эгейцы). вытекающие ступени социальной иерархии занимали люд (группы, племена) эфиопиоидного и негроидного происхождения. помечают также сходство ряда элементов вещественной культуры. всегдашняя убранство мужчины-туарега – две «гандуры» (длинные рубахи без рукавов, вздеваемые одна на прочую, снежная на тело, кубовая – поверх нее); у ахаггаров васильковую гандуру украшают две машистые полосы, сплетенные из цветных шелковых шнуров; они перекрещиваются на груди. этакие же перекрещенные на груди ленты можно заприметить на древнеегипетских изображениях (фресках) ливийцев и на наскальных изображениях гарамантов вдоль их традиционных дорог в пустыне. Версия о гарамантском происхождении туарегов отчаянно сочувственно излагается многими африканистами. Лот вообще идентифицирует туарегов и гарамантов: «…По имени их (туарегов. – С.К.) перного города Гарамы все люд их племени стали прозываться гарамантами. Когда же они под предводительством Ганнибала встретили участие в битвах при Требии, Каннах и Тразименском озере (соответственно 218, 216, 217 годы до н.э. – С.К.), где они составляли большенный кавалерийский корпус, слава о них прокатилась за пределами Средиземного моря». впрямь, водятся настоящие об участии ливийцев в армии выступающего карфагенского полководца во времена 2-й Пунической войны, когда его войска, сделав переход спустя Альпы, одержали несколько знаменитых побед над римскими легионами. однако были ли среди них гараманты? И уж буквально это не были туареги, кои к тому времени еще не выделились из всеобщей массы ливо-берберов. Во всяком случае первое упоминание о них ровно об особом народе показывает лишь в VI веке. иные группы

пустынь | жизнь | город | сахар | африка
Hosted by uCoz